Воспитательная работа
Цель и задачи
воспитания и социализации школьников формулируются, достигаются и решаются в
контексте национального воспитательного идеала. В Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России такой
идеал обоснован, сформулирована высшая цель
образования – высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе
национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России. Для достижения поставленной
цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной
культуры:
–
формирование способности к духовному развитию,
реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе
традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,
самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться
лучше»;
–
укрепление нравственности, основанной на свободе
воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
школьника поступать согласно своей совести;
–
формирование основ нравственного самосознания
личности (совести) — способности подростка формулировать собственные
нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать
от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим
поступкам;
–
формирование нравственного смысла учения,
социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
–
формирование морали — осознанной обучающимся
необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого
традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом,
добродетели и пороке, должном и недопустимом;
–
усвоение обучающимся базовых национальных
ценностей, духовных традиций народов России;
–
укрепление у подростка позитивной нравственной
самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
–
развитие эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
–
развитие способности открыто выражать,
аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять
критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
–
развитие способности к самостоятельным поступкам
и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию
ответственности за их результаты;
–
развитие трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
–
формирование творческого отношения к учёбе,
труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных
норм;
–
формирование у подростка первоначальных
профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения
будущего профессионального выбора;
–
осознание подростком ценности человеческой жизни,
формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и
влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного
здоровья, духовной безопасности личности;
–
формирование экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной
культуры:
- формирование
российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена
семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического
сообщества, российской гражданской нации;
–
укрепление веры в Россию, чувства личной
ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
–
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
–
развитие навыков и умений организации и
осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и
младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний,
полученных в процессе образования;
–
формирование у подростков первичных навыков
успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях,
ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных
отношений с представителями различных социальных и профессиональных групп;
–
формирование у подростков социальных
компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного
поведения в обществе;
–
укрепление доверия к другим людям, институтам
гражданского общества, государству;
–
развитие доброжелательности и эмоциональной
отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания
помощи другим людям;
–
усвоение гуманистических и демократических
ценностных ориентаций;
–
формирование осознанного и уважительного
отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и
религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в
жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и
культурном развитии России;
–
формирование культуры межэтнического общения,
уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей
народов России.
В области формирования семейной
культуры:
–
укрепление отношения к семье как основе
российского общества;
–
формирование представлений о значении семьи для
устойчивого и успешного развития человека;
–
укрепление у обучающегося уважительного отношения
к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
–
усвоение таких нравственных ценностей семейной
жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и
эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
–
формирование начального опыта заботы о
социально-психологическом благополучии своей семьи;
–
знание традиций своей семьи,
культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других
народов России.
Организация
воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
–
Духовно-нравственное, в том числе
гражданско-патриотическое. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему
народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и
национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и
народов);
–
Общекультурное, в том числе
нравственно-этическое и эстетическое. Воспитание нравственных чувств,
убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл
жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей;
уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и
верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной
жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе
межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической
культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир
человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое
развитие личности)
–
Общеинтеллектуальное,
в том числе профориентационно-интеллектуальное. Воспитание трудолюбия,
сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к
сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию
и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования,
интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда;
нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и
настойчивость, бережливость, выбор профессии);
–
Спортивно-оздоровительное,
в том числе эколого-спортивно-оздоровительное. Воспитание экологической
культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во
всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность;
физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое,
социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура;
экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;
ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность;
социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды;
устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
–
Социальное.
Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое
государство, демократическое государство, социальное государство, закон и
правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение
Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).