РП_Разговор о важном _НОО 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 121

Приложение №5 к ООП НОО

Приложение № 5 к ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8500245)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее —
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся

и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности.Задачей педагога, работающего по программе, является
развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
• в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
• в создании и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
• в развитии у школьников общекультурной компетентности;
• в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
• в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования». 7. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4, 5‒7, 8‒9 и
10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю,
34/35 учебных часов.

Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения
нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В
течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и
тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные,
национальные,
этнокультурные
особенности
территории, где
функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного
флага
Российской
Федерации,
слушанием
(исполнением)
Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем
школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит
тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно
ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо
обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная,
вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей
жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на
всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный
язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации.
Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной
речи под влиянием цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных
слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности
цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать
новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это
использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль
распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных
источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская
культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств
личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой
жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Традиции празднования Дня учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизникаждого
человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение
друг к другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории
Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц
истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.

Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные
усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный
день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и
заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности
— неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека
как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование
нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не
только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах,
чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов
России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа
мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских
мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные
мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители
богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение
исторического и культурного наследия как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения
жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная
работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей
стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?

Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия —
важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и
российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами
как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для
окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который
позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник
научной педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных
деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы
широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно?
Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и
всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние
планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества
мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это
друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной
работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих
событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне
последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания
создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку

развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей
Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и
другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий,
приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты,
устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для
классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между
реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим
работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать
возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную
информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой
среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие
публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель

совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия
по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка
межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного
народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование первоначального
представления о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного
творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с
информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать,
анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям,
родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы; формирование первоначальных представлений о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия
решений; формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного
края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших
для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и
группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и
отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно-следственных связей в
окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых
умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и сети
Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде формирование
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в
окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации
при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения
при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного
отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного
совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений
анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и
условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками

общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры
есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений
объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы,
приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре,
истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных
духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных
материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные
особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни
человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте,
физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и
навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-4 КЛАССЫ
№
п/п

1

2

3

Темы
занятий

Зачем человеку
учиться?

Русский язык в
эпоху цифровых
технологий

Цифровой
суверенитет
страны

Кол-во
часов

1

1

1

Основное содержание
Приобретение знаний на протяжении всей жизни.
Роль знаний в развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Необходимость управления человеком
цифровыми технологиями. Развитие навыков
работы
в команде, уважения разных мнений, разрешения
конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд,
патриотизм
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью на- родов
Российской Федерации. Современное разнообразие
русского языка, изменения
в устной и письменной речи под влиянием цифровой
среды. Правила использования стилей речи в
современной коммуникации. Грамотная, логичная и
понятная речь — при- знак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы,
патриотизм
Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают учиться, работать
и осваивать новые горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые технологии?
Правила безопасного поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека

Виды деятельности
обучающихся
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа
с иллюстративным
материалом

Электронные
ресурсы

разговорыоважном
.рф

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

4

5

6

7

Мирный атом.
День работника
атомной
промышленности

О творчестве. Ко
Дню музыки

Что такое
уважение? Ко
Дню учителя

Как понять друг
друга разным
поколениям?

1

1

1

1

Мирный атом — это использование атомной энергии в
мирных целях на благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной
научной школы. Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее
человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный
труд
Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого
человека. Возможности реализации творческого
потенциала взрослых и детей. Русская культура —
признанное мировое достояние человечества. Музыка
как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Уважение — признание достоинств личности.
Уважение к окружающим и чужому труду как основа
гармоничного развития общества. Правила общения
внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О
роли педагога в воспитании личности. Традиции
празднования Дня учителя.
Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу
Семья как ценность в жизни каждого человека, основа
любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен
опытом между поколениями и бережное отношение
друг к другу как путь к позитивным изменениям и
взрослению.
Формирующиеся ценности: крепкая семья

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
разговорыоважном
и иллюстративным
.рф
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
разговорыоважном
и иллюстративным
.рф
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном
интерактивных заданий,
.рф
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом

8

9

10

11

О
городах
России. Ко Дню
народного
единства

Общество
безграничных
возможностей

Селекция и
генетика. К
170-летию
И. В. Мичурина

Как решать
конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню
психолога

1

1

1

1

Города России: разнообразие культур, язы- ков и
вековых традиций. Единство народов, проживающих
на территории Российской Федерации. Древнейшие
города России как хранители информации о наших
предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества.
Роль государства в развитии малых городов.
Возможности граждан в развитии своей малой
родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России,
гражданственность
Общество — совокупность разных людей, отличных
друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых технологий в
расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать
другого человека — основа гармоничных отношений
в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение
Состояние науки в современной России. Роль
генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности и т. д. Мировое
признание достижений отечественной научной
школы. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие страны.
Возможности для подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие
нравственные идеалы
Конфликты и трудности — естественный элемент
развития общества и каждого отдельного человека.
Поиск причины конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и внимание друг к
другу как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм

Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым и
разговорыоважном
иллюстративным мате.рф
риалом

Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым и
.рф
иллюстративным материалом
Познавательная беседа,
просмотр видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым и
.рф
иллюстративным материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом

12

13

14

Профессия —
жизнь спасать

Домашние
питомцы.
Всемирный день
питомца

Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества

1

1

1

Закон и
справедливость.
Ко Дню
Конституции
15

1

Спасатели — специалисты, которые помогают людям в
опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с
повышенным риском.
Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное
отношение к своей и чужой жизни, правила
безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день питомца объединяет
людей всей планеты для укрепления ценностей
дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода. День Героев
Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу
Конституция Российской Федерации — основной
закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность.
Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая обязанность
каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь,
достоинство, права и свободы чело- века

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом

разговорыоважном
.рф

разговорыоважном
.рф

разговорыоважном
.рф

разговорыоважном
.рф

16

Совесть внутри
нас

1

17

Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие

1

18

Как
создают
мультф
ильмы?
Мультип
ликация,
анимац
ия

1

Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического
опыта страны на формирование нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном
интерактивных заданий,
.рф
работа с текстовым
и иллюстративным
материалом
Зимние каникулы — это время не только для
Познавательная
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
беседа, просмотр
заняться на каникулах, чтобы провести время с
видеофрагментов,
пользой: составление календаря. Новогодние
выполнение
традиции народов России.
интерактивных заданий, разговорыоважном
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для работа с текстовым
.рф
своих родных и близких.
и
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов иллюстративным
России, взаимопомощь
материалом
Отечественная школа мультипликации и ее
Познавательная
достижения. Мировое признание советских и
беседа, просмотр
российских мультипликационных фильмов. Каждый
видеофрагментов,
фильм — это труд большой команды
выполнение
профессионалов. От идеи — до экрана: как
интерактивных заданий, разговорыоважном
появляются современные мультипликационные
работа с текстовым
.рф
фильмы?
и
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
иллюстративным
материальным, гуманизм
материалом

19

20

21

Музейное дело.
170 лет
Третьяковской
галерее

Как
создавать
свой бизнес?

Есть ли у
знания
границы? Ко
Дню науки

1

1

1

Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия
как направление государственной политики.
Изучение, реставрация и интерпретация памятников
искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему
важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного
дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести
пользу обществу. Современные предприниматели и
их возможности в развитии отечественной экономики
и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только
личный успех, но и ответственная командная работа.
С чего начать свое дело? О мерах поддержки для
молодых предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный
труд
Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный
труд

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном
интерактивных заданий,
.рф
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом

22

23

24

Слушать,
слышать и
договарив
аться.
Кто такие
дипломаты?

Герой с
соседнего
двора.
Региональный
урок ко Дню
защитника
Отечества

День наставника

1

Дипломатия — важная сфера деятельности
государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика
дипломатической работы. Диалог между
государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая память и
преемственность поколений, многонациональное единство

1

Герой — реальный человек, живущий ря- дом с нами,
чья жизнь является примером для окружающих. В
каждом регионе России живут выдающиеся герои,
отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм, единство народов
России

1

День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость этой
деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и
профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной педагогики в России. Как
найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
созидательный труд

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
разговорыоважном
интерактивных заданий,
.рф
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом

25

26

27

Всемирный день
поэзии

Большой. За
кулисами. 250
лет Большому
театру и 150
лет Союзу
театральных
деятелей
России

Как справляться
с волнением?

1

1

1

Поэзия как часть литературного наследия страны.
Русская литература — настоящий культурный
феномен. Русских классиков любят и читают не
только на родине, но и за рубежом. Почему
иностранцы любят и читают русских писателей?
Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта
и душевных качеств. О современных поэтах России.
Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому
научиться?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр — це- лая семья
разных профессий: декораторы,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие. Почему достижения
русской театральной школы широко используются во
многих странах мира? Как стать актером и что для
этого нужно? Развитие школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Волнение как естественное состояние человека
перед важным событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о своем
физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом

28

29

30

65 лет триумфа.
Ко Дню
космонавтики

Как мусор
получает
«вторую жизнь»?
Технологии
переработки

Что значит
работать
в команде? Сила
команды. Ко Дню
труда

1

1

1

Россия — одна из ведущих космических дер- жав.
Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения
прошлого как предмет национальной гордости и
мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других
специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
историческая память
Состояние планеты — личная ответственность
каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина роста
количества мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды. Развитие системы
переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный труд

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий, разговорыоважном
работа с текстовым
.рф
и
иллюстративным
материалом
Команда — это друзья и единомышленники, где
Познавательная
каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и
беседа, просмотр
помогает добиться успеха.
видеофрагментов,
Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех выполнение
и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной интерактивных заданий, разговорыоважном
работы в истории страны.
работа с текстовым
.рф
Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный и
труд
иллюстративным
материалом

31

32

Песни о войне. Ко
Дню Победы

1

Ценности,
которые нас
объединяют

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

32

Песни были свидетелями многих великих событий. В
них отразилась история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой Отечественной
войне последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Формирующиеся ценности: единство народов России,
историческая память и преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает нам
поступать правильно и ответственно. Традиционные
ценности помогают чувствовать себя частью единого
народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность
каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные российские
духовно-нравственные ценности

Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
разговорыоважном
и
.рф
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с текстовым
и
иллюстративным
материалом
разговорыоважном
.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».