ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса по экономике на уровне среднего общего образования
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Экономика», а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания.
Учебный курс «Экономика» выполняет ведущую роль в реализации функции
интеграции молодёжи в современное общество, направляет и обеспечивает условия
формирования российской гражданской идентичности, развитие функциональной
грамотности, социализации обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию, труду и творческому самовыражению, правомерному поведению и
взаимодействию с другими людьми в процессе решения задач личной и социальной
значимости.
Содержание элективного курса ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня
основного общего образования путём углублённого изучения ряда экономических и
социальных процессов и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных
компонентов содержания, включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы
экономического поведения людей в обществе, правовые нормы, регулирующие отношения
людей в экономической жизни.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных
видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Содержание элективного курса ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,
интерактивные образовательные технологии, визуализированные данные, схемы,
моделирование жизненных ситуаций.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного
социального опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и
социальных запросов содержание курса на обеспечивает обучающимся активность,
позволяющую участвовать в общественно значимых, в том числе волонтёрских, проектах,
расширяющих возможности профессионального выбора и поступления в образовательные
организации, реализующие программы высшего образования, формирует финансовую
грамотность обучающихся.
Обоснование актуальности изучения элективного курса «Экономика»:
Введение часа на изучение экономики в профильных 10-11-х классах школы
(социально-экономическое направление), является обоснованным, так как изучение
экономики является частью теоретической и практической подготовки старшеклассников к
ЕГЭ по обществознанию. Практико-ориентированные уроки способствуют формированию
ценностных установок и функциональной экономической грамотности учащихся. Самое же
главное, сегодняшний выпускник должен ориентироваться в современных социальноэкономических рыночных отношениях, применять в практической жизни, полученные
знания по финансовой грамотности, бюджетно-налоговой политике государства,
организации предпринимательской деятельности и т.д., что будет способствовать
социализации выпускников гимназии и успешному получению профессионального
образования
Программа рассчитана на 68 часов за 2 года (1 час в неделю в течение 2-х лет)
Содержание образования
10 класс
Экономика: наука и хозяйство. Главные вопросы экономики Экономика как наука и сфера
деятельности человека. Предмет и методы экономической теории. Производство,
распределение, обмен, потребление. Главные вопросы экономики. Ограниченность
ресурсов и рост потребностей. Свободные и экономические блага. Рациональное поведение
потребителя. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Факторы производства. Производительность труда. Экономическая система государства
Понятие экономической системы. Традиционная экономическая система. Рыночная
экономическая система. Централизованная экономическая система. Сущность смешанной
экономики. Прямые и косвенные формы и методы регулирования. Спрос Понятие о рынке.
Спрос и его содержание. Величина спроса. Кривая зависимости спроса от цены.
Эластичность спроса. Закон предложения Объём предложения. Кривая предложения. Закон
предложения. Рыночное предложение. Равновесная цена. Последствия введения
фиксированных цен. Эластичность предложения. Цена и стоимость. Альтернативная
стоимость Понятие цены. Функции цен. Ценовой механизм. Цена продавца и цена
покупателя. Стоимость товара. Конкуренция. Типы рынков Понятие конкуренции, её
сущность. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция.
Рыночные структуры. Модели современного рынка. Историческая эволюция рыночных
структур. Четыре модели рынка. Несовершенная конкуренция. Антимонопольная
политика. Доходы и расходы Доходы. Первичные и вторичные доходы. Доходы
домохозяйств. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Сбережения.
Расходы. Закон Энгеля. Постоянные и переменные расходы. Потребительская корзина.
Структура расходов домохозяйств. Страхование и страховые услуги. Понятие страхования.
Стороны договора страхования. Банки и банковская система Банки. Формирование
банковской системы. Из истории банковского дела. Современные банки и банковская
система. Центральный банк и его функции. Классификация банков и их кредитная (ссудная)
деятельность. Кредиты. Ипотечное кредитование. Принципы кредитования. Депозиты.
Дистанционное банковское обслуживание. Деньги и финансы История появления денег.
Бумажные деньги и законы их обращения. Функции денег. Денежное обращение. Денежные
агрегаты. Денежный (финансовый) рынок, его структура и механизм. Инвестиционный
капитал. Равновесие на денежно-финансовом рынке. Монетарная политика государства.
Ставка рефинансирования. Понятие и природа электронных денег. Международный и
российский опыт внедрения электронных денег. Фондовая биржа Фондовые биржи, их
деятельность. История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа.
Основные операции на фондовой бирже. Биржевые индексы. Фондовый рынок (рынок
ценных бумаг). Внебиржевой рынок ценных бумаг. Фондовые инструменты. Участники
фондового рынка. Рынок труда. Безработица. Профсоюзы Труд и рынок рабочей силы.
Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор роста.
Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Безработица:
фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, скрытая. Профсоюзы и их роль в защите
интересов рабочих Фирма — главное звено рыночной экономики Фирмы и их задачи. Что
такое фирма. Предпринимательство. Экономические цели фирм. Правовые формы
предприятий. Мелкие, средние и крупные фирмы. Страхование бизнеса. Акционерное
предприятие. Издержки производства. Постоянные и переменные издержки. Средние и
предельные издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Закон убывающей отдачи
(доходности).
11 класс
Менеджмент и маркетинг Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические
этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента. Маркетинг.
Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга.
Государственные финансы Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги - главный
источник государственного бюджета. Из истории налогообложения. Экономическая
сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения. Государство и экономика
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы
государственной собственности. Виды национализации. Формы участия государства в
экономике
в
современных
условиях.
Социалистическая
национализация.
Капиталистическая (кейнсианская) национализация. Денационализация (приватизация).
Государственное регулирование экономики. Основные макроэкономические показатели
Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП.
Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход.
Показатели экономического развития. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Социальные
последствия инфляции. Экономический рост Факторы экономического роста. Источники
(факторы) роста. Инвестиции. Влияние НТП и образования на экономический рост.
Экстенсивное и интенсивное развитие. Цикличность развития экономики Циклическое
развитие — свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие
как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм
циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса. Международная
торговля Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и
протекционизм. ВТО. Россия и ВТО Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика
экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Место России в
мировой экономике. Глобальные экономические проблемы
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
3.1. Личностные результаты:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского
общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей
родины;
2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для
выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;
3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и
государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах
деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие
различных видов экономической деятельности на окружающую среду.
8) способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
9) сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом
рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за
решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
10) понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
11) способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со
сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
2.2. Метапредметные результаты:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики,
диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы,
таблицы, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их
решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы
и т. п.;
3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные
методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение
выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать
высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в
дискуссиях, аргументировано излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности,
подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты
экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических
знаний;
8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе
умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить
значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;
10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, новых познавательных задач и методов их реализации.
11) умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
12) умение определять назначение и функции различных финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их
использования.
3.3. Предметные результаты:
1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и
прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа
в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной
экономической науки;
2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные
методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области
экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;
3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической
информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать
данные для решения теоретических и прикладных задач;
4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах
и приёмах ведения бизнеса;
5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнеспланы, планировать доходы и расходы;
6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики
государства;
7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных
макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.
8) владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит;
ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование;
договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование;
страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации;
налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пенсия; пенсионная
система; пенсионные накопления; бизнес; бизнес план;
9) владение знанием:
- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях
и ограничениях использования заёмных средств;
- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических
лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения
кредитов;
- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного
бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и
их специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан,
содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика,
последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих
размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах
идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов
4 Формы, периодичность и порядок контроля достижений обучающихся.
4.1. График проведения контрольных мероприятий: Промежуточная аттестация проводится
в 10 классе в форме зачета
4.2. Контрольно-измерительные материалы: самостоятельные работы, вопросы к зачетам,
темы исследовательских работ (проектов), мини-кейсы, темы эссе (мини-сочинений).
4.3. Критерии оценивания различных видов учебной деятельности обучающихся: устный
ответ, проект, поисковово-исследовательская деятельность, практическая работа, зачет
(устный, письменный), домашнее задание.
5. Информация об используемых педагогических технологиях, формах уроков.
При изучении элективного курса используются различные формы занятий, такие как урокисследование, лекция, урок-презентация, практическая работа по анализу статистической
информации, деловая игра, ролевая игра, метод кейсовых заданий.
Формы организации учебной деятельности на внеурочных занятиях, следующие: проектноисследовательская, практика обучающихся; участие в конкурсах и олимпиадах.
Используемые педагогические технологии: критического мышления, проблемного
обучения, активного и интегрированного обучения и др.
С учетом наличия детей с ослабленным здоровьем планируется активное использование
здоровьесберегающих технологий на уроках, широкого использования дистанционных
технологий и интернет-ресурсов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
Количество
№ п/п Раздел. Тема урока
Воспитательный потенциал
часов
Осуществлять деловую
Экономика как наука и
коммуникацию, как со сверстниками,
1
сфера деятельности
1
так и со взрослыми (как внутри
человека.
образовательной организации, так и за
ее пределами)
2
Свободные и экономические
блага. Ограниченность
ресурсов.
1
3
Альтернативная стоимость
1
4
Кривая производственных
возможностей.
1
5
Факторы производства.
1
6
Главные вопросы
экономики.
1
7
Типы экономических
систем. Собственность.
1
8
Обобщающий урок по теме
«Основные концепции
экономики»
1
9
Рациональный потребитель.
Защита прав потребителя.
1
10
Семейный бюджет.
1
11
12
13
Источники семейных
доходов.
Реальные и номинальные
доходы семьи. Основные
виды расходов семьи.
Потребительский кредит.
Ипотечный кредит.
Страхование
1
1
1
Сопоставлять имеющиеся
возможности и необходимые для
достижения цели ресурсы
Использовать различные модельносхематические средства для
представления выявленных в
информационных источниках
противоречий
Осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на
его основе новые (учебные и
познавательные) задачи
Искать и находить обобщенные
способы решения задач
Организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели
Уважение всех форм
собственности, готовность к
защите своей собственности
При осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях
(генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т.д.)
Готовность и способность
обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения,
готовность и способность
вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей
страны
Ответственное отношение к созданию
семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни
Положительный образ семьи,
родительства (отцовства и
материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Сознательное отношение к
непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной
и общественной деятельности
14
Рыночный спрос. Рыночное
предложение. Рыночное
равновесие.
1
15
Последствия введения
фиксированных цен.
Равновесная цена.
1
16
Обобщающий урок по теме:
«Рынок»
1
17
Эластичность спроса.
Эластичность предложения.
1
18
Фирма и ее цели.
Экономические цели фирмы.
1
19
Организационно-правовые
формы предприятий.
1
20
21
22
23
Акции, облигации и другие
ценные бумаги. Фондовый
рынок. Франчайзинг.
Предпринимательство.
Источники финансирования
бизнеса. Факторы
производства.
Издержки, выручка,
прибыль.
Производство,
производительность труда.
Факторы, влияющие на
производительность труда.
1
1
1
1
Нравственное сознание и поведение
на основе усвоения
общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения
в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с
другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их
достижения
Сопоставлять имеющиеся
возможности и необходимые для
достижения цели ресурсы
Мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки,
значимость науки, готовность к
научно-техническому творчеству,
владение достоверной информации о
передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных
знаниях обустройстве мира и
общества
Готовность обучающихся к
конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих права и
интересы, в том числе в различных
формах общественной
самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности
Анализировать и преобразовывать
проблемно-противоречивые
ситуации
Выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять
целенаправленный поиск
возможности широкого переноса
средств и способов действия
Организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели
Определять несколько путей
достижения поставленной цели
Готовность обучающихся к
конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих права и
интересы, в том числе в различных
формах общественной
самоорганизации, самоуправления,
общественно значимой деятельности
24
Основные принципы
менеджмента. Основные
элементы маркетингам
1
25
Бизнес-план. Реклама.
1
26
Обобщающий урок по теме:
«Деньги и банковская
система»
1
27
Конкуренция.
1
28
Рынки с интенсивной
конкуренцией. Рынки с
ослабленной конкуренцией.
1
29
Рынок капитала. Рынок
земли. Рынок труда.
1
30
Заработная плата и
стимулирование труда.
Прожиточный минимум.
1
31
Занятость. Безработица.
Виды безработицы.
1
32
Государственная политика в
области занятости.
1
33
Профсоюзы.
1
34
Обобщающий урок по теме:
«Микроэкономика»
1
Готовность к сотрудничеству со
сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебно- исследовательской,
проектной и других видах
деятельности.
готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни;
При осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях
(генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т.д.)
Подбирать партнеров для деловой
коммуникации, исходя из
соображений результативности
взаимодействия, а не личных
симпатий
Развитие потребности трудиться,
уважения к труду и людям труда,
трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности.
Осознанный выбор будущей
профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных
планов - готовность обучающихся к
трудовой профессиональной
деятельности как к возможности
участия в решении личных,
общественных, государственных,
общенациональных проблем
Представлять публично результаты
индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой, так
и перед незнакомой аудиторией
Распознавать конфликтогенные
ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы
Точно и емко формулировать как
критические, так и одобрительные
замечания в адрес других людей в
рамках деловой и образовательной
коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Воспринимать критические замечания
как ресурс собственного развития
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№ п/п
Раздел. Тема урока
Количество
часов
1.
Роль государства в
экономике
1
2.
Общественные блага.
1
3.
Необходимость
регулирования степени
социального неравенства.
1
4.
Государственный бюджет.
Государственный долг
1
5.
6.
7.
8.
Налоги. Виды налогов.
Фискальная политика
государства.
Основные
макроэкономические
проблемы.
Валовой внутренний
продукт.
1
1
1
Воспитательный потенциал
Готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному
образованию как условию успешной
профессиональной и общественной
деятельности
Согласовывать позиции членов
команды в процессе работы над
общим продуктом/решением
Согласовывать позиции членов
команды в процессе работы над
общим продуктом/решением
Готовность к сотрудничеству со
сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности
Управлять совместной
познавательной деятельностью и
подчиняться
Ставить проблему и работать над ее
решением
1
9.
Макроэкономическое
равновесие.
1
10.
Экономический рост.
Экстенсивный и
интенсивный рост.
1
11.
Экстенсивный и
интенсивный рост.
1
12.
Факторы экономического
роста.
1
13.
14.
15.
Экономические циклы.
Деньги.
Функции денег.
1
1
1
Осуществлять деловую
коммуникацию, как со
сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами)
Управлять совместной
познавательной деятельностью и
подчиняться
Согласовывать позиции членов
команды в процессе работы над
общим продуктом/решением
Приводить критические аргументы
как в отношении собственного
суждения, так и в отношении
действий и суждений другого
Готовность к сотрудничеству со
сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
16.
Обобщающий урок по теме:
«Макроэкономика»
1
17.
Банки. Банковская система.
1
18.
Финансовые институты.
1
19.
20.
Вклады.
Денежные агрегаты.
Монетарная политика Банка
России.
Инфляция.
Социальные последствия
инфляции.
1
1
24.
Международная торговля.
1
25.
Внешнеторговая политика.
1
26.
Обобщающий урок по теме:
«Государство в экономике»
1
27.
Международное разделение
труда.
1
28.
Валютный рынок.
1
29.
Обменные курсы валют.
Международные. расчеты.
1
21.
22.
23.
30.
31.
Государственная политика в
области международной
торговли.
Международные
экономические организации.
1
1
1
1
1
32.
Глобальные экономические
проблемы.
1
33.
Особенности современной
экономики России.
1
образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности
Представлять публично результаты
индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой,
так и перед незнакомой аудиторией
Организовывать эффективный поиск
ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели
Ставить проблему и работать над ее
решением
Согласовывать позиции членов
команды в процессе работы над
общим продуктом/решением
Осуществлять деловую
коммуникацию, как со
сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами)
Приводить критические аргументы
как в отношении собственного
суждения, так и в отношении
действий и суждений другого
Представлять публично результаты
индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой,
так и перед незнакомой аудиторией
Менять и удерживать разные
позиции в познавательной
деятельности (быть учеником и
учителем)
Управлять совместной
познавательной деятельностью и
подчиняться
Определять несколько путей
достижения поставленной
цели
Ставить проблему и работать над ее
решением
Признание неотчуждаемости
основных прав и свобод человека,
которые принадлежат каждому от
рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод
других лиц
Способность к осознанию
российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-
34.
Обобщающий урок по теме:
«Мировая экономика»
1
культурной общности российского
народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите
Развернуто, логично и точно
излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств
5 Литература и средства обучения
Литература для учителя:
Основная:
1.Хасбулатов Р.И. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся
общеобразовательных учреждений .М.: Вентана- Граф , 2019, 2022.
2.Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». - М.: Вита-Пресс, 2020.
3.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. - М.: Вита-Пресс, 2018-2020. 4.Савицкая
Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. - М.: Вита-Пресс, 2018-2020.
5.Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике. № 1-4. - М.: Вита-Пресс, 2019.
Дополнительная:
1.Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику». М.: Вита-Пресс, 2021.
2.Мультимедийные обучающие программы.
Литература для обучающихся:
Основная:
1.Хасбулатов Р.И. «Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся
общеобразовательных учреждений .М.: Вентана- Граф , 2019, 2022.
Дополнительная:
1.Экономика: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый
уровень) / Алексей Киреев. – 3 –е изд., исправл. - М.: Вита-Пресс, 2021 (с компакт-диском)
2.Экономика в графиках: Учебное пособие для 10-11 классовобщеобр.учрежд./Алексей
Киреев. – М.: Вита-Пресс,2019.
3.Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 2018.
4.Киреев А. Универсальная рабочая тетрадь по экономике: пособие для 10-11 классов
(базовый уровень) – М.: Вита-Пресс,2021.
Интернет-ресурсы
http:// school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
http:// biznes
Электронный справочник. Бизнес. Основы бизнес-план.CD диск, 2005г. Издатель
"Русосбит-паблишинг"
www.expert.ru
www.kommersant.ru
www. gks.ru
www.rbk.ru
http://gallery.economicus.ru
www.fcsm.ru
www.rostrud/ru
http://rabota.mail.ru
www. banki.ru
www.credit.ru
www.allbanks.ru
www.cbr.ru
www.goverment.ru
www1.minfin.ru
www.nalog.ru