Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы для 10-11
классов (элективный курс) Л.И. Дежурный— М. : Просвещение, 2018.
Рабочая программа обеспечена учебными пособиями, рекомендуемых
Минобрнауки РФ к использованию: Л. И. Дежурный, Г.В. Неудахин, Л.Б.
Шубина, Д.М. Грибков Основы практической медицины. 10-11 класс М.,
Просвещение, 2021
Программой отводится на изучение элективного курса 68 часа, которые
распределяются по классам следующим образом: 10-11 класс - 34 часа (1 час
в неделю в течении двух лет).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый год обучения. 10 класс
Тема №1 “Система здравоохранения” -5ч.
Основные направления по оказанию медицинской помощи. Уровни
медицинского образования. Уход за больными, правила работы медицинского
сотрудника.
Практические работы: № 1 Разработка анкеты «Профессия-врач»
Тема №2 “Теория безопасности в медицине” -5ч.
Факторы безопасности современной системы оказания медицинской
помощи. Теория швейцарского сыра. Траектория возможного 2 происшествия.
Технология симуляционного обучения. Система Теле-Ментор.
Практические работы: №2 «Отработка теории швейцарского сыра»
Тема №3 “Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских
организациях” - 8ч.
Значимость соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в
медицинских организациях. Асептик и антисептик. Виды и методы
дезинфекции. Правильная обработка рук. Средства индивидуальной защиты.
Практические работы:
№3 «Обработка рук»
№4 «Составление памятки «Последствия халатности»
№5 Тренинг для начальной школы «Обработка рук на бытовом уровне»
Тема №4 “Измерение пульса и артериального давления” - 5ч.
Техника измерения пульса. Оценка ЧСС. Аритмия. Определение частоты
дыхания. Измерение артериального давления. Затруднения при измерении
артериального давления.
Практические работы:
№6 «Измерение пульса»
Тема №5 “Сердечно-легочная реанимация. Извлечение инородного тела
из дыхательных путей” - 4ч.
Современный алгоритм сердечно-легочной реанимации. Реанимационные
мероприятия. Признаки закупорки дыхательных путей инородным телом.
Первая помощь при закупорке дыхательных путей.
Практические работы: №7 «Сердечно-легочная реанимация», «Извлечение
инородного тела при полном и частичном нарушении проходимости верхних
дыхательных путей»
Тема №6 “Травмы и наружное кровотечение. Основы десмургии” -6ч.
Признаки разных видов кровотечений. Способы временной остановки
кровотечения. Принципы оказания помощи при ранениях различных областей
тела. Медицинские правила наложения давящей повязки.
Второй год обучения. 11 класс
Тема №1 «Инфекционные болезни» - 8ч.
Инфекционные процессы и основные пути передачи инфекций. Методы
профилактики инфекционных болезней. Противоинфекционный иммунитет.
Пути поступления ядов в организм и мероприятия по оказанию помощи при
отравлениях.
Практические работы: № 1 «Оказание первой помощи при отравлении через
пищеварительный тракт» №2 «Оформление стенда «Профилактика
отравлений»
Тема № 2 «Термические ожоги, отморожения, тепловой и солнечный удар,
поражения электрическим током» -5ч.
Практические работы: № 3 Беседа для учащихся начальной школы «Первая
помощь при термических ожогах»
Тема № 3 «Основы ухода за тяжелобольными. Гигиеническая обработка
пациента» - 4ч.
Задачи ежедневного ухода за тяжелобольными. Пролежни. Перемещение
тяжелобольного. Подготовка пациента. Выполнение манипуляций. Смена
белья у тяжелобольного.
Практические работы: № 4 Встреча с психологом «Создание комфортной
психоэмоциональной атмосферы для тяжелобольного пациента»
Тема № 4 «Парентеральное введение лекарственных средств» - 7ч.
Виды инъекций и осложнения при их неправильном выполнении.
Профилактика осложнений. Практические работы: № 5 «Техника выполнения
подкожной, внутримышечной и внутривенной инъекции»
Тема № 5 «Мониторинг пациента» -5ч.
Назначение и виды мониторинга пациента. Заполнение температурного
листа. Мониторинг пациента с помощью электронных устройств.
Распознавание ухудшения состояния пациента. Практические работы: № 6
«Заполнение температурного листа пациента» №7 «Оценка состояния
пациента по его внешнему виду, показателям пульса и АД»
Тема №6 “Этика и деонтология медицинского работника” - 4ч.
Основы этики и деонтологии. Ятрогения. Биоэтика. Модель партнерства.
Цивилизованный пациент.
Практические работы: № 8 Разработка анкеты «Мой личный опыт общения с
медицинским персоналом»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
2. Готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3. Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
4. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
5. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
6. Неприятие
наркотиков.
вредных
привычек:
курения,
употребления
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
алкоголя,
1. Выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем;
биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение
энергии в экосистемах);
2. Приведение доказательств (аргументация) родства человека с
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и
вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек,
нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
3. Классификация — определение принадлежности биологических объектов
определѐнной систематической группе;
4. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и
роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли
различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и
изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности;
5. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем
органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,
органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространѐнных растений и домашних
животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и
животных;
6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;
8. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов;
В ценностно-ориентационной сфере:
1. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
1. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
2. соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере Физической деятельности:
1. освоение приѐмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием
собственного организма.
В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Учащийся научится:
— критически оценивать и интерпретировать данные, касающиеся
практической медицины, в сообщениях средств массовой информации,
ресурсах Интернета, научно- популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности;
— устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе химических знаний.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные универсальные учебные действия
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный
достижения поставленной цели;
поиск
ресурсов,
необходимых
для
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении
групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.
Формы организации ВУД:
дискуссии, беседы, просмотр видеороликов; практические занятия, игровая
деятельность, подготовка творческих работ.
Виды деятельности обучающихся:
познавательная деятельность, проблемно- ценностное общение, досуговое
общение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Темы занятий
Система здравоохранения. Охрана здоровья граждан.
Виды медицинской помощи и медицинских организаций.
Уровни медицинского образования
Понятие об уходе за пациентом
Практическая работа № 1 Разработка анкеты «Профессия-врач»
Факторы безопасности современной системы оказания медицинской
помощи
Теория швейцарского сыра
Практическая работа №2. «Отработка теории швейцарского сыра»
Значимость соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в
медицинских организациях
Понятие об асептике и антисептике
Понятие об антисептике и обработке рук
Практическая работа №3 «Обработка рук»
Практическая работа №4 «Составление памятки «Последствия
халатности»
Практическая работа №5. Тренинг «Обработка рук на бытовом
уровне»
Пульс. Техника измерения пульса на запястье
Определение частоты дыхания
Измерение артериального давления
Затруднения при измерении артериального давления
Практическая работа №6 «Измерение пульса»
Колво
часов
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации
Порядок оказания помощи при частичном и полном нарушении
проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным
телом
Практическая работа №7 «Сердечно-легочная реанимация»,
«Извлечение инородного тела при полном и частичном нарушении
проходимости верхних дыхательных путей»
Признаки и виды кровотечений
Способы временной остановки кровотечения
Медицинские правила наложения давящей повязки
Принципы оказания помощи при травмах различных областей тела
Промежуточная аттестация
Всего часов:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Темы занятий
Понятие об инфекционном процессе
Виды и пути передачи инфекций
Профилактика инфекционных заболеваний
Отравления. Основные проявления. Профилактика
Практическая работа № 1 «Оказание первой помощи при отравлении
через пищеварительный тракт»
Практическая работа №2 «Оформление стенда «Профилактика
отравлений»
Виды ожогов, их признаки
Помощь при ожогах
Перегревание (факторы, способствующие его развитию, основные
проявления). Помощь при воздействии низких температур
Поражение электрическим током
Практическая работа № 3 Беседа для учащихся начальной школы
«Первая помощь при термических ожогах»
Задачи ежедневного ухода за тяжелобольными
Туалет тяжелобольного
Практическая работа № 4 Встреча с психологом «Создание
комфортной психоэмоциональной атмосферы для тяжелобольного
пациента»
Понятие инъекции
Внутрикожные инъекции
Подкожные инъекции
Внутримышечные инъекции
Внутривенные инъекции
Осложнения при проведении инъекций. Профилактика
Практическая работа № 5 «Техника выполнения подкожной,
внутримышечной и внутривенной инъекции»
Понятие о мониторинге пациента и его виды
Заполнение температурного листа. Мониторинг пациента с помощью
электронных устройств
2
1
1
1
1
2
3
1
34
Колво
часов
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
25
26
27
28
29
Основные показатели, контролируемые монитором
Практическая работа № 6 «Заполнение температурного листа
пациента» Практическая работа №7 «Оценка состояния пациента по
его внешнему виду, показателям пульса и АД»
Основы этики и деонтологии
Биоэтика
Практическая работа № 8 Разработка анкеты «Мой личный опыт
общения с медицинским персоналом»
Промежуточная аттестация
Всего часов:
2
1
1
1
1
1
33
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Наглядные пособия.
1. Рисунок 1.Медицинский термометр со шкалой Цельсия Фаренгейта.
2. Рисунок 2. Термометр для мгновенного измерения температуры тела.
3. Рисунок 3. Температурная кривая при неправильной лихорадке.
4. Рисунок 4. Температурная кривая при постоянной лихорадке.
5. Рисунок 5. Температурная кривая при ремитирующей лихорадке.
6. Рисунок 6. Температурная кривая при гектической лихорадке.
7. Рисунок 7. Температурная кривая при интермиттирующей лихорадке.
8. Рисунок 8. Температурная кривая при возвратной лихорадке.
9. Рисунок 9. Температурная кривая при извращенной лихорадке.
10. Рисунок 10. Температурная кривая при волнообразной лихорадке.
11. Рисунок 11. Первый период лихорадки.
12. Рисунок 12. Второй период лихорадки
13. Рисунок 13. Третий период лихорадки.
Технические средства. 1. Цифровая лаборатория. 2. Мультимедийный блок 1.
ТЕРМОМЕТРЫ: УСТРОЙСТВО, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, ХРАНЕНИЕ.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Оформление отчётов по практическим работам:
Ведение протокола научного исследования предусматривает отражение
следующих основных разделов экспериментальной работы:
1) название работы;
2) цель работы;
3) оборудование и материалы;
4) объект исследования (человек);
5) ход работы.
Приводится краткое, но вместе с тем емкое описание методики
проводимого исследования; указываются все основные этапы проведения
научного эксперимента, при необходимости концентрации используемых
лекарственных средств или химических реагентов. Если вносятся какие-то
изменения в проведение самого эксперимента, то это обязательно отражается
в описании хода работы;
6) результаты работы.
Полученные в эксперименте результаты могут быть представлены в
виде оригинальных записей, полученных с приборов, например,
электрокардиографа или спирографа. Если возможно, то для выявления
основных закономерностей изучаемых явлений по полученным данным строят
таблицы, графики или схемы. Графики (схемы) должны иметь
соответствующие обозначения;
7) заключение по работе (выводы).
Это самый важный раздел протокола эксперимента, выявляющий
глубину понимания изучаемой проблемы и умение применить теоретические
знания при объяснении результатов, полученных в реальном эксперименте.
Необходимо проанализировать полученные результаты с точки зрения
современного уровня развития физиологии, представить конкретные
механизмы, лежащие в основе наблюдаемых явлений. В заключении также
следует объяснить, какое значение обнаруженный способ регуляции имеет в
работе целого организма. В случае расхождения полученных результатов с
теоретически ожидаемыми, необходимо установить возможные причины этих
расхождения.
Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования по темам
курса, принимаются отчѐты по практическим работам, самостоятельные
творческие работы, итоговые учебно-исследовательские проекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дежурный Л.И. Основы практической медицины, 10 - 11 класс. учебное
пособие, Москва: Просвещение. - 102 с.
2. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
Учебник / Л.Н. Вдовина. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 276 c.
3. Лытаев, С.А. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / С.А.
Лытаев. - М.: Academia, 2017. - 384 c.
4. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2018. - 191 c.