Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №121
Приложение №3 к основной общеобразовательной программе-образовательной
программе среднего общего образования
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УРОВНЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ №121
ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА
г. ЕКАТЕРИНБУРГА
на 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. Екатерибург,2025
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных
программ
(предметных,
метапредметных
и
личностных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная
программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация
образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В
соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения
образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Цель системы внеурочной деятельности – создание условий для реализации
личностного потенциала, удовлетворения познавательных интересов старшеклассников в
пространстве внеурочной деятельности.
Задачи:
− формирование сбалансированного, гармонизированного развивающего пространства
внеурочной деятельности;
− реализация ресурсов социального партнёрства и сетевого взаимодействия;
− последовательная интеграция родителей в пространство внеурочной деятельности.
Принципы создания системы внеурочной деятельности:
− единства урочной и внеурочной форм организации деятельности – клубы, студии,
кружки, центры внеурочной деятельности образуют единое с учебными курсами и
модулями образовательное и развивающее пространство, задающее направленность и
темпы развития учащихся;
− свободы выбора – обучающиеся и их родители (законные представители) выбирают
программы внеурочной деятельности на основе свободного выбора, проектируя
индивидуальные траектории развития. Данный принцип подразумевает соотнесение
запроса обучающихся и их родителей (законных представителей) с кадровым и
материально-техническим
ресурсом
учреждения,
особенностями
основной
общеобразовательной программы школы;
− гуманистической направленности - при организации внеурочной деятельности в
максимальной степени учитываются интересы и потребности обучающихся,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности
школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания
обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения;
− избыточность – перечень клубов, студий, кружков, центров внеурочной деятельности
формируется на основе принципа избыточности, превышая уровень предъявленного
запроса родителей и обучающихся, создаётся элемент приращения зоны развития
обучающихся. Реализация максимального количества направлений и видов внеурочной
деятельности, предоставляющих для школьников реальные возможности свободного
выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности,
поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов;
− открытость – организация внеурочной деятельности предполагает последовательное
привлечение
родителей
(законных
представителей),
социальных
партнёров,
информирование образовательного и местного сообщества о содержании и результатах
деятельности обучающихся;
− оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при
организации внеурочной деятельности - часть программы внеурочной деятельности может
быть реализована во время каникул. − успешности и социальной значимости - усилия по
организации внеурочной деятельности направляются на формирование у обучающихся
потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были
не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения
образовательного учреждения.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела ООП
и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной
организации в сфере внеурочной деятельности и включает:
-план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников),
в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках "Российского
движения школьников");
-план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам
программы среднего общего образования
В школе реализуется оптимизационная модель организации внеурочной
деятельности, предполагающая оптимизацию всех внутренних ресурсов образовательного
учреждения и основывающуюся на участии в совместной деятельности педагогических
работников школы (учителей, социального педагога, педагога-психолога и др.).
Координирующую роль выполняют заместители директора и педагоги, ответственные за
реализацию мероприятий по направлениям внеурочной деятельности. Используемая
модель предполагает сочетание элементов иных моделей (инновационно-образовательной,
модели обогащённого системой внеурочной деятельности профильного образования,
модели индивидуально-творческого и проектного обучения).
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения
на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величину недельной
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для
недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки,
реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная
деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических
образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в туристических походах,
экспедициях, поездках и другие).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1 - 2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между
образовательными событиями).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
Внеурочное занятие «Разговор о важном»
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном»
Внеурочное занятие «Разговор о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине, населяющим ее людям, ее уникальности истории,
богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном»
направлены
на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном»-разговор и (или)
беседа с обучающимся. Основные темы занятий связаны с аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного
мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной литературе и повседневной культуре поведения, доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Внеурочное занятие: «Россия-мои горизонты»
Курс нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному
самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным
рынками труда.
Для внеурочной деятельности в ОУ на уровне среднего общего образования
используются возможности внеурочных учебных курсов и воспитательной работы через
систему традиционных мероприятий и акций:
-подготовка и проведение мероприятий в рамках общешкольного плана
воспитательной работы (общешкольные дела, акции, концерты, смотры, коллективные
творческие дела, праздники, агитбригады, декады);
-подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в
классе (классные часы, беседы, тренинги, диспуты, праздники, классные дела и т.д.);
-участие в органах самоуправления класса и школы;
-образовательные экскурсии, поездки;
-участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности (соревнования,
кроссы, сборы, веселые старты, игровые программы, эстафеты и т.д.), организуемых в
школе, районе, городе;
-участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности (олимпиады,
фестивали, конкурсы, викторины, конференции, проектная деятельность, предметные
недели и пр.) различных уровней.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской
гражданской идентичности и таких компетенций, как:
компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно
значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в образовательной организации и за
ее пределами;
через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения,
в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.
отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает
подготовку личности к общественной жизни);
отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к
трудовой деятельности).
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов
и запросов обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся план внеурочной деятельности в образовательной организации
модифицируется в соответствии с пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным,
социально-экономическим, технологическим, универсальным.
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах
образовательной организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного
обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной
организации.
В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов
обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов,
отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные
обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия
обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций.
Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям
В рамках реализации универсального профиля в 10 классе организуется подготовка
обучающихся к разработке и педагогическому сопровождению разработки
индивидуальных проектов внеурочной деятельности (инструктажи, индивидуальные и
групповые консультации, защита проектов индивидуального плана), в ноябре проводится
публичная защита обучающимися индивидуальных проектов внеурочной деятельности
(ИПВД). По итогам публичной защиты при помощи педагогов организуются временные
творческие группы обучающихся по совпадающим элементам ИПВД.
В осенние (весенние) каникулы 10 класса временными творческими группами
обучающихся организуются поездки и экскурсии в соответствии с общими элементами
индивидуальных проектов внеурочной деятельности. В ходе познавательной деятельности
реализуются индивидуальные, групповые и коллективные учебно-исследовательские
проекты обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10 класса на основе
интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с
научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы
обучающихся на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля),
подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики. Во
т2 полугодии 10 класса предполагается защита индивидуального проекта.
Во втором полугодии 11 классе к а в рамках часов, отведенных на курсы внеурочной
деятельности по выбору обучающихся и воспитательные мероприятия, организуется
зрительский марафона(коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей,
концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с
обязательным коллективным обсуждением).
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе) предусматривается
реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив
старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по
территории России
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:
Духовно-нравственное направление нацелено на воспитание в каждом
обучающемся гражданина и патриота, предусматривающее принятие ими моральных норм,
нравственных установок и национальных ценностей.
Обще
интеллектуальное
направление
предполагает
организацию
познавательной деятельности, направленной на самостоятельное приобретение
обучающимися нового знания или нового алгоритма приобретения знаний, творческих
подходов к организации познавательной деятельности.
Цель работы в этом направлении - формирование целостного, осознанного
отношения к знаниям, к самому процессу познания.
Общекультурное направление предполагает развитие эмоционально-образного и
художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет
обучающимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство
личной самодостаточности.
Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об
эстетических идеалах и ценностях.
Социальное направление предполагает создание условий для перевода
обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного
самоопределяться на основе общепринятых ценностей, а также вырабатывать собственное
понимание заданных извне целей, разрабатывать проекты преобразования общества,
реализовывать данные проекты
Спортивно-оздоровительная деятельность строится с целью формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Организация занятий по этим
направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Направление
Компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе
с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
Духовнонравственное
Обще-интеллектуальное
- Разговор о важном
- Россия-мои горизонты
-беседы;
-просмотр фильмов;
-знакомство с историей и бытом родного
края;
-уроки нравственности
участие в выставках детского творчества;
экскурсии в музеи, театр, выставочные
залы;
-конкурсы
на
духовно-нравственную
тематику;
-занятия в кружках духовно-нравственного
направления
-подготовка обучающихся к разработке и
педагогическому сопровождению разработки
индивидуальных
проектов
внеурочной
деятельности;
-подготовка к профессиональным пробам
и/или
социальным
практикам
обучающихся
и
к
участию
в
исследовательских
экспедициях,
предусматривается подготовка и защита
индивидуальных или групповых проектов
-курсы
по
выбору;
(интернетпредпринимательство,
практикум
по
обществознанию, финансовая грамотность)
школьные научные общества;
предметные олимпиады;
олимпиады,
дистанционные игры;
интеллектуальные марафоны;
интеллектуальные игры по предметам;
поисковые и научные исследования
Компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности
Общекультурное
Спортивно- оздоровительное
-экскурсии;
- посещение концертов, выставок, театров;
-создание творческих проектов;
-тематические
выставки
детских
творческих работ обучающихся;
-творческие встречи;
-классные и школьные праздники,
концерты;
-конкурсы;
-оформление школы и подготовка к
праздникам, классным и общешкольным
мероприятиям;
-проектная
и
исследовательская
деятельность.
- акции
занятия в спортивном зале, на свежем
воздухе, беседы, соревнования;
-подвижные игры;
-экскурсии;
-спортивные праздники;
-занятия в спортивных кружках и секциях
Социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
Социальное
- курс внеурочной деятельности «Билет в
будущее»;
курсы по выбору: (практикум по
обществознанию,
интернетпредпринимательство)
- внеурочные курсы по выбору;
- выпуск классных и школьных газет;
-встречи с людьми разных профессий; −
«Ярмарки профессий»;
- диспуты;
-круглые столы;
-общественно-полезные акции.
Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами занятия, в
рамках внеурочной деятельности, начинаются не ранее чем через 1 час после окончания
уроков.
неделя
год
Инвариантная часть
Занятия по курсам внеурочной деятельности
Разговор о важном
1
1
Россия-мои горизонты
год
неделя
План внеурочной деятельности для обучающихся 10-11 классов
Форма организации внеурочно Класс
деятельности
10а
11а
Количество часов
34,0
34.0
1
1
33,0
33,0
Организация жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного
тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах
классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной
организации
Общешкольные
дела,
акции, 1
34,0
1
33,0
концерты, смотры, праздники
коллективные творческие дела,
заседания, агитбригады, декады
Классные часы, беседы, тренинги, 2
68,0
2
66,0
диспуты, праздники, классные дела
Проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного
процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам
организационного обеспечения благополучия в жизни школы
По плану
1
34,0
1
33,0
Подготовка и проведение мероприятий в рамках общешкольного плана
воспитательной работы
Совет
старшеклассников, 1
34,0
0,5
16,5
российское движение школьников
Соревнования, кроссы, сборы, 0,5
17
0,5
16,5
веселые
старты,
игровые
программы, эстафеты.
Вариативный компонент
Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности
Олимпиады, фестивали, конкурсы, 1,0
34.0
1,0
33,0
викторины,
конференции,
проектная
деятельность,
предметные недели
Подготовка
обучающихся
к
0,5
разработке
и
педагогическому
сопровождению
разработки
индивидуальных проектов внеурочной
деятельности
(инструктажи,
индивидуальные
и
групповые
консультации,
защита
проектов
индивидуального плана),
Участие в профессиональных пробах. 1,0
ИТОГО:
ВСЕГО:
10
670
17.0
1
33
34
340
1,0
10
33,0
330
Организация жизни ученических сообществ реализуется:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами (школьный
совет старшеклассников, районный совет старшеклассников, волонтерский отряд)
– через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям,
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений,
благотворительных организаций;
– через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в
благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства с общественными
организациями и объединениями (озеленение территории, акция «Уральская крышечка
добра», сбор макулатуры «Сдай макулатуру – сохрани дерево»)
- через фестивальное движение (выставки, посвященные Дню победы, Международному
женскому дню, Дню России и т.д.)
- «Демократический проект». Ученики организуют предвыборную кампанию.
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности
Предполагаемые результаты реализации плана внеурочной деятельности:
1. Приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни: приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к
природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных
групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах
конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения
информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности.
2. Формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к родному
Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и
внутреннему миру.
3. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия: ученик
может приобрести опыт профессиональной деятельности; опыт самообслуживающей
деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны
памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов
общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп,
других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт
благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной
деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и
взятия на себя ответственности за других людей.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (по итогам I и II полугодия):
− опрос обучающихся и их родителей (законных представителей) на выявление
предпочтений, интересов внеурочных занятий;
− анализ востребованности занятий по критериям:
− массовость посещений; − расширение спектра интересов обучающихся;
− активность участия в проектной деятельности;
− динамика участия в выставках, школьных конкурсах, мероприятиях и т.д.;
− электронное портфолио обучающихся; − результативности в учебной деятельности
Уровни достижений
Личностные
1. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация):
- оценивать поступки, разрешать моральные противоречия;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся
национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.;
- учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными
позициями, взглядами, мнениями.
2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей:
- осмысление;
- самосознание.
Метапредметные
Регулятивные
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению
проблемы (задачи).
Осуществлять действия по реализации плана.
Соотносить результат своей деятельности с целью и уметь его оценить.
Познавательные
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознать
необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для
поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников,
различными способами.
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для
создания нового продукта.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную.
Коммуникативные
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической
речи.
Понимать другие позиции (взгляды, интересы)
Договариваться с людьми, согласую с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы
сделать что-то сообща.