РП_ Практикум по обществознанию_ 10-11 класс на 2024-2026 учебный год

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Практикум по обществознанию» составлена на основе ФГОС
среднего общего образования. Программа курса опирается на документы, определяющие структуру
и содержание КИМ - «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников для проведения единого государственного экзамена по обществознанию» и
«Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения единого
государственного экзамена».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Предлагаемая программа элективного курса "Практикум по обществознанию», содержит в
своей структуре актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по обществознанию, предназначена для
подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче экзамена в формате ЕГЭ.
Программа курса позволит ученику выработать определенный алгоритм действий при
решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса,
учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего,
тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения
целей элективного курса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Программа элективного курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление
изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно
выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные
отношения», «Политика», «Право»). Решение экзаменационных заданий способствует
формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа
заданий и уровня сложности.
Цели курса:
- Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить
систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
-Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в
контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
- Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
-ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по
предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом);
-овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и
высокой сложности;
-формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом;
-формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов,
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
-формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы
занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.
Зачет выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы,
ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых
в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.

Реализация данной программы осуществляется с опорой на учебно- справочные пособия,
под редакцией Л.Боголюбова, дидактическими материалами для подготовки к ЕГЭ, ресурсами
сети Интернет.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса «Практикум по обществознанию» рассчитана на 67 учебных часов из
расчёта 1 час в неделю в 10 классе (34 часа) и 1 час в неделю в 11 классе (33 часа). Прохождение
курса рассчитано на два учебных года.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
10 класс (34 часа)
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы (1 ч). ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования.
Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной
работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности
заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым
развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков.
Раздел I. «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (8 ч). Ключевые
понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа.
Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер
общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология
обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого
человечества. Глобальные проблемы человечества. Трудные вопросы. Общество как динамическая
система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема
общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его
противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Основные
теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы.
Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид,
индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды
человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и
гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность,
личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование,
анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов).
Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных
задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации.
Тренинг по выполнению заданий.
Раздел II. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
«Духовная культура» (8 ч)
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации.
Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость
образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная
культура. Тенденции духовной жизни. ). Культура и духовная жизнь (социальные функции,
тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий.
Раздел III. Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (16 ч).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство.
Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники
финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы.
Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие
ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение
специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции,

облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты.
Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая
система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство,
производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Безработица. Всегда ли рост ВВП свидетельствует об экономическом
росте в стране? Что происходит в экономике страны в отдельных фазах экономического цикла? От
чего зависит тип экономической системы? Сложные вопросы по теме «Рынок и рыночные
структуры». В чём преимущества конкуренции? Как связаны между собой показатели: выручка,
издержки, прибыль? Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар? Какие причины
могут вызвать изменение предложения товара? Какая форма организации бизнеса выгоднее для
предпринимателя? Преимущества и недостатки форм организации бизнеса. Тренинг по
выполнению заданий.
Итоговое повторение (1ч.)
11 класс (33 ч)
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы (1 ч). Структура и содержание экзаменационной работы.
Кодификатор. Спецификация. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной
работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности
заданий. Использование тестовых заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных, с
кратким ответом и заданий с открытым развёрнутым ответом в контрольно-измерительных
материалах ЕГЭ.
Раздел I.«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (8 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы
и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная
стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его
формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические
общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной
России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных
суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с
позиции общественных наук. Тренинг по выполнению заданий.
Раздел II. Проблемы социально-политического развития общества (12 ч). Сложные вопросы
раздела. Общество и СМИ: механизм взаимодействия. В чём специфика процесса социализации?
Особенности классификации типов политических лидеров. Органы государственной власти РФ.
Политическая элита: сложные вопросы в изучении темы. Решение заданий с выбором ответа.
Решение заданий на перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте
обществоведческого знания. Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических
положений на примерах по разделу. Задания на умение решать познавательные и практические
задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Составление сложного плана по разделу
«Проблемы социально-политического развития общества»
Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений (11 ч)
Специфика теоретического материала по правовому регулированию общественных отношений.
Сложные вопросы при изучении Конституции РФ. Какие отношения регулируют основные
отрасли российского права? Процессуальное право: особенности гражданского и уголовного
процессов. Какие международные документы защищают права и свободы человека? Решение
тестовых заданий с выбором ответа. Решение тестовых заданий по теме: «Гражданин, его права и
обязанности». Решение тестовых заданий по темам «Воинская обязанность», «Гражданское
право», «Уголовное право», «Семейное право». Решение тестовых заданий по темам
«Гражданский процесс: основные правила и принципы», «Особенности уголовный процесс».
Решение заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности. Решение заданий на

перечисление признаков и на применение основных понятий в контексте обществоведческого
знания. Решение тренировочных заданий на раскрытие теоретических положений на примерах.
Составление сложного плана по темам раздела
Итоговое повторение (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей
страны.
-уважение демократических ценностей современного общества, прав, свобод человека,
толерантность
-способность к определению своей позиции и ответственному поведению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и
познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
-планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, текстовую,
аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- выделять черты социальной сущности человека;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
-выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
-раскрывать содержание гражданских правоотношений; применять полученные знания о нормах
гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
-анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
-приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; - обобщать и
систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в
общественном развитии) демократии;
-иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- устанавливать причинно- следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности;
- применять знание основных норм права в решении учебных задач и ситуациях повседневной
жизни,
- прогнозировать последствия принимаемых решений.

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
Контрольные
Практические
Всего
работы
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1

Введение

Итого по разделу

1

Раздел I. «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
1
Итого по разделу
8
https://fipi.ru/
2

Раздел II. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
«Духовная культура»
1
https://fipi.ru/
Итого по разделу
8
3

Раздел III. Актуальные проблемы изучения содержательной линии
«Экономика»
2
https://fipi.ru/
Итого по разделу
16
4

5

Итоговое повторение

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы

34

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Введение

Итого по разделу

1

Раздел I.«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
1
https://fipi.ru/
Итого по разделу
8
2

3

Раздел II. Проблемы социально-политического развития общества

Итого по разделу
4

1

1

https://fipi.ru/

Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений

Итого по разделу
5

12

11

1

1

3

2

Итоговое повторение

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
33

https://fipi.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев А.И. и другие; под
редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебниковой А.Ю. и другие;
под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические материалы сайта Realpravo http://realpravo.ru/library/?id=46
Сайт Всероссийских олимпиад http://rusolymp.ru/
Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО
http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7
Новый полный справочник для. подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко
; под ред. П.А. Баранова. 4 е изд., перераб. и доп., АСТ.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/
https://fipi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».