АООП НОО _ОВЗ_7.1_7.2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 121

Приложение №5 к АООП НОО

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Развитие пространственных представлений».
Учитель-дефектолог: Николаева К.В.

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка:
Программа «Развитие пространственных представлений» рассчитана на детей с ЗПР,
которые в процессе своего обучения имеют сложности с пространственным восприятием и
пространственной ориентировкой.
Важнейшим показателем развития ребенка и успешности его к школьного обучения
является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий
успешность освоения базовых навыков чтения, письма, счета в начальной школе.
Несформированность пространственных представлений проявляется:
 при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных
единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и
взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении
расположить симметрично записи примеров в тетради;
 при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних
элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
 при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что
является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при
различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических
конструкций;
 при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа,
трудностях овладения пропорциями в рисунке;
 при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления
движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ),
трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Цель: формирование, развитие и коррекция пространственных представлений ребёнка.
Задачи:
 формировать дифференцированные представления о пространственных признаках
объектов: форма, величина;
 развивать умения ориентироваться е схеме тела;
 формировать представления о пространстве объектов (трехмерное пространство);
 ориентироваться в расположении объектов относительно собственного тела;
 ориентироваться в направлениях пространства относительно собственного тела;
 ориентироваться в пространственных отношениях объектов и их взаимном
расположении;
 ориентироваться во взаиморасположении объектов при заданном направлении;
 развивать умение ориентироваться на плоскости листа (двухмерное пространство).
Содержание программы:
 Ориентировка в схеме собственного тела;
 Ориентировка в окружающем пространстве: определение направления относительно
себя; ориентация себя относительно других объектов;
 Ориентировка на листе бумаги;
 Конструирование и копирование.
Тематическое планирование:
Месяц
Тема занятий
Октябрь
Ориентировка в схеме тела.

Содержание работы
Диагностика
1. Моё тело.
2. Выше - ниже.
3. Спереди - сзади.
4. Будь внимателен!

Ноябрь
Декабрь

Ориентировка в окружающем
пространстве. Определение
направления относительно себя.
Ориентировка в окружающем
пространстве. Ориентация себя
относительно других объектов.
Предлоги перед, за, на, слева от;
справа от.

Январь

Ориентация объектов
относительно друг друга.
Понятие «Около».

Февраль

Ориентировка на листе бумаги.
Понятия верхних- нижних,
правых - левых углов. Середина.
Центр.

Март

Ориентировка на листе бумаги.
Знакомство с понятиями выше,
ниже, между, на, в, над, под,
перед, около, первая, последняя.

Апрель

Конструирование и копирование.

Май

1.Движения в одном направлении.
2. Что находится справа от меня.
1.Где сижу?
2. Собираем урожай.
3. Моя рука, твоя рука.
4. Назови часть тела.

1.
2.
3.
4.
5.

Рисование в клетках.
Рисование по клеткам.
Дорисуй вторую половину.
Продолжи ряд.
Графические диктанты.

1.
2.
3.
4.
5.

Рисование в клетках.
Рисование по клеткам.
Дорисуй вторую половину.
Продолжи ряд.
Графические диктанты

1. Танграм. Составление фигур по
цветным образцам из 7 элементов
танграма.
2. Составление фигур по образцамсилуэтам. Подсказка-грани
элементов танграма.
3. Составление фигур по образцамсилуэтам. Подсказка-один
цветной элемент танграма.
4. Копирование по точкам.
5. Конструкторы, пазлы, лего,
мозаики, разрезные картинки.

Краткое описание занятий:
1.«Мое тело». Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Выясняется, где у человека на туловище находится голова (вверху), ноги (внизу), руки (по
бокам - справа и слева). Затем ребенку предлагается показать правые и левые части тела:
правый глаз, правое ухо, левую щеку, правую руку, левую ногу и т.д.
2.«Выше-ниже». Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый, не забывая о маркерах, находят,
показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка), «ниже всего» (ноги,
стопы), «выше, чем...», «ниже, чем...». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и,
наконец, с закрытыми глазами. Аналогично отрабатывается взаимное расположение
отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки), рук (плечо, локоть, ладонь,
пальцы), тела (шея, плечи, грудь, спина, живот), ног (колено, стопа, пятка) относительно
друг друга.

3.«Спереди-сзади». Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их
(нос, грудь, бровь и т.д.), аналогично сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем с
закрытыми глазами он по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней)
поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.
4.«Будь внимателен!»
Выполнение упражнений следующим образом (в перекрестном варианте): «Потри левой
рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым
указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку». И т.д.
5. «Движения в одном направлении». Предложите ребенку вытянуть руку вправо, отставить
ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три
наклона вправо, присесть на правое колено и т.д. Так же отрабатываются другие
направления: слева, сверху, снизу, спереди и сзади.
6. «Что находится справа от меня?». Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то,
что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что
теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?».
Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
7.«Где сижу?». Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача - определить
свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, но левее Сережи, напротив Оли». И
т.д. Затем дети меняются местами, и игра продолжается.
8.«Собираем урожай». Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями.
Он должен отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста»,
«левее, чем морковь».
Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей
значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке. Необходимо на практике
убедить детей, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»: «Право - где у меня лево,
а лево - где право». А.В. Семенович предлагает это делать следующим образом:
• Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих
правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом
друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.
• Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные
поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки,
ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой
руки с положением своих рук, делают вывод о противоположном расположении правых и
левых частей тела у стоящих напротив друг друга.
9.«Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы,
определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку,
правое плечо, левое колено и т.д. Потом надо поменяться ролями: инструкцию дает
ребенок.
10.«Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один молча показывает на себе
отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз». И
т.д.
11. «Двигательный диктант» (по шагам): например, один шаг вперед, два шага вправо.
12.«Я - конструктор». Ребенку предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики
сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.
Пусть он проделает это с открытыми и закрытыми глазами. Затем путем перекладывания
элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.
13.«Орнамент». Разрежьте квадраты, сначала на четыре, а потом (в более сложном
варианте) на две (по горизонтали или вертикали) части. Предложите ребенку сложить из
полученных частей придуманные вами орнаменты; сначала - более простые, а затем –
сложные.
Список литературы

1. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику?: причины и
коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку,
чтению и математике: психодиагностические таблицы / Н.П. Локалова. – Издание
3-е, переработанное и дополненное. – М.: Ось-89, 2001. — 96 с.
2. Семаго,Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы
психолога: методическое пособие / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: Аркти, 2000. –
208 с.
3. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза: Учебное пособие./ А.В. Семенович — М.: Генезис, 2007.
— 474 с.
4. Степанова, О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое
пособие / О.А.Степанова.— М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».